Гражданское законодательство устанавливает особый правовой статус учреждений, учредителями которых являются
государство и муниципальные образования. В отношении таких учреждений устанавливается отдельная типология,
предусматривающая наличие двух типов: бюджетное учреждение и автономное учреждение.
Правовой статус бюджетных либо автономных учреждений имеют любые государственные и муниципальные учреждения,
функционирующие в различных социальных сферах (культуры, спорта и т.д.).
Бюджетное учреждение представляет собой организацию, созданную органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Правовой режим бюджетного учреждения урегулирован Бюджетным кодексом РФ, прежде всего, его ст. 161.
Автономное учреждение представляет собой тип государственных и муниципальных учреждений, характеризующийся их большей финансово-экономической самостоятельностью и ограничением влияния учредителя на доходную деятельность автономного учреждения. Правовой статус автономных учреждений урегулирован Федеральным законом "Об автономных учреждениях" от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ. Следует обратить внимание, что "автономия учреждения" и "образовательная автономия" - разные понятия. Также применительно к учреждению "автономность" не означает полную независимость. Свобода финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения существенно ограничена такими институтами, как наблюдательный совет, наличие которого является обязательным для каждого автономного учреждения, и особым порядком совершения крупных сделок и сделок, в отношении которых имеется заинтересованность.
Следует отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 65 ГК РФ автономные учреждения, как и бюджетные не могут быть признаны банкротом.
Наиболее важные отличия в правовом статусе бюджетных и автономных учреждений приведены в таблице.
Бюджетное учреждение |
Автономное учреждение |
1. Отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении де-нежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (ст. 120 Гражданского кодекса РФ). |
1. Отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним учредителем или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения (п. 4 ст. 2 Федерального закона № 174-ФЗ). |
2. Имеет лицевые счета в органах казначейства (подпункт "ж" п. 1 ст. 13 Закона РФ "Об образовании", п. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). |
2. Вправе в установленном порядке открывать счета в кредитных организациях (п. 3 ст. 2 Федерального закона № 174-ФЗ). |
3. Доходы от использования имущества, после уплаты налогов и сборов и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, являются доходами соответствующего бюджета (п. 4 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ). |
3. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. Собственник имущества (учредитель) не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества (пункты 8 - 9 ст. 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях"). |
4. Использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и рас-ходов (п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). |
4. Финансовое обеспечение бюджетной деятельности осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета (п. 4 ст. 4 ФЗ Федерального закона № 174-ФЗ). |
Также среди важных особенностей правового статуса автономных учреждений необходимо отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 161 БК РФ
автономные учреждения не являются бюджетными учреждениями, а следовательно на них не распространяется действие Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (см. письмо Минэкономразвития России от 18 января 2008 г. № Д04-90).
Среди выигрышных особенностей автономных учреждений можно отметить, что задание учредителя финансируется не по смете, а "одной строкой", что означает, что автономное учреждение фактически самостоятельно в определении конкретных направлений и объемов расходования полученных средств. Кроме этого финансовое обеспечение выполнения задания должно осуществляться учредителем с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.
Также следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона № 174-ФЗ объем финансового обеспечения выполнения задания, установленного учредителем государственному или муниципальному учреждению (бюджетному или автономному), не может зависеть от типа такого учреждения. Иными словами, финансирование выполнения заданий учредителя указанными учреждениями должно осуществляться в одинаковых объемах (при равенстве других показателей, от которых зависит объем финансирования).