МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФУНКЦИЙ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕДЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ ГОСУДАРСТВЕНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СУБЪЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства российской федерации от 30 декабря 2005 г. № 854 "О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ".
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Воспитательные функции в общеобразовательном усреднении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя (далее - классный руководитель).
В соответствии с п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской федерации от 19 марта 2001 г. № 196 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 13 ст. 1252) (далее - Типовое положение), на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.
Класс - группа обучающихся, как правило, одного возраста, осваивающих одну основную образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.
В соответствии с Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178 - 02 (введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 44, зарегистрировано Минюстом России 5 декабря 2002 г., регистрационный № 3997) и Типовым положением наполняемость класса составляет 25 человек.
В малокомплектных общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, где наполняемость отдельных классов составляет менее трех человек, обучающиеся нескольких классов (до 4-х) объединяются в класс-комплект. Независимо от ступени общего образования наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех-четырех классов - не более 15 человек.
2. Система работы классного руководителя в современных условиях.
Цель и задачи деятельности классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
- Формирование и развитие коллектива класса;
- Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и развития его потенциальных способностей;
- Формирование здорового образа жизни;
- Организация системы отношений через разработанные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- Защита прав и интересов обучающихся;
- Организация системной работы с обучающимися в классе;
- Гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
- Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- Организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Функции классного руководителя
Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностного ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогичексие основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Функции классного руководителя:
1. Организационно - координирующие:
- Обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
- Установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
- Проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
- Взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- Организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- Организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
- Стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
- Взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
- Ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные:
- Регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- Установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
- Содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
- Оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностичечские:
- Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
- Определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные:
- Контроль за успеваемостью каждого обучающегося: контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Формы работы классного руководителя.
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
- Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
- Групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
- Коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
Определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
- Учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
- Обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально - значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
Критерии оценки осуществления функций классного руководителя.
Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать, на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.
Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).
3. Планирование и диагностика воспитательного процесса.
В настоящее время нашу страну характеризует период серьезных социальных преобразований; происходят глобальные изменения в развитии экономики, ресурсов, осуществляется развитие социальных институтов - семьи и образования. В свете происходящих изменений в условиях современной общеобразовательной школы особое внимание уделяется деятельности классного руководителя как непосредственного и основного организатора учебно-воспитательной работы в классных коллективах учащихся.
Сегодня традиционно сложившееся представление о классом руководстве проходит этап переоценки содержания деятельности классного руководителя в школе: пересматриваются многие, ставшие привычными подходы к определению целей, методов работы классного руководителя, конкретизируются функции и показатели результативности, возрастают требования к профессиональной подготовке педагога-воспитателя. Перед учителями встает множество проблем, связанных с ходом наметившихся и активно осуществляющихся преобразований в совершенствовании института классного руководства. Все это актуализирует проблему педагогической поддержки специалистов образовательных учреждений, осуществляющих сегодня функции классного руководителя.
Одним из особых требований к организации воспитания в современной школе является научно-методическое обеспечение воспитательного процесса. Это требование ориентирует классного руководителя, прежде всего, на знание основ нормативно-правовой базы института классного руководства в школе, которая включает в себя нормативные документы федерального значения и положения, разработанные на их основе муниципального и внутришкольного уровней (локальные акты).
Так на федеральном уровне деятельность классного руководителя сегодня регламентируется в соответствии со следующими основными нормативными документами:
1) Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 (собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 13, ст. 1252), пункты 26,66 - о возможности возложения на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе;
2) Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02 (введены в действие постановлением главного государственного санитарного врача российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 44, зарегистрировано Минюстом РФ 5 декабря 2002 г., регистрационный № 3997) пункт 2.9.10- об определении численности обучающихся в классах-комплектах на разных ступенях общего образования;
3) Приказ Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 августа 1995 г. № 463/1268 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей" - о должностных обязанностях классного воспитателя;
4) Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 № 21. Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений //Вестник образования № 11. 2006.
Регуляцией состояния нормативно-правовой базы в школе и степени ее функционирования управляет администрация образовательного учреждения. Регламентация деятельности классного руководителя является одним из наиболее значимых самостоятельных разделов и осуществляется на основании ряда положений. Среди них:
1) Положение о классном руководителе;
2) Положение о методическом объединении классных руководителей;
3) Положение о классном родительском собрании;
4) Положение о родительском комитете класса.
Данные положения составляют необходимый минимум. Введение в практику возможных других локальных актов определяется необходимостью закрепить специфику деятельности классного руководителя в сложившихся условиях конкретного образовательного учреждения.
Определяя содержание научно-методического обеспечения деятельности классного руководителя в современных условиях необходимо обратить внимание на организационно - методический аспект сопровождения института классного руководства в школе. В настоящее время трудно говорить о недостатке методической литературы в помощь классному руководителю. Но, как правило, содержание ее настолько объемно, что учителю-предметнику, реализующему функции классного руководителя, очень трудно самостоятельно все переосмыслить и организационного грамотно реализовать на практике. Здесь порой неоценимое значение имеют рекомендации заместителя директора школы по воспитательной работе или грамотного руководителя методического объединения классных руководителей в организации деятельности по всем необходимым направлениям. К таким рекомендациям чаще всего относятся:
1) Перечень возможных дел класса;
2) Рекомендации по проведению классных часов;
3) Структура анализа воспитательного мероприятия;
4) Рекомендации по составлению характеристики ученика;
5) Рекомендации по составлению психолого-педагогичской характеристики класса;
6) Практические рекомендации классному руководителю по планированию работы с родителями.
И многие другие профессиональные советы, системно выстроенные, необходимые в практике организации воспитательного процесса в классе.
Особое место в организационно-методическом обеспечении деятельности классного руководителя занимает реализация функции программного обеспечения и планирования работы с классным коллективом. Практика показывает, что здесь всегда затруднение испытывают не только вновь назначенные классные руководители, но и опытные коллеги. Это связано с большим объемом информации по разным направлениям деятельности (с учащимися и родителями класса, педагогами и социумом), который необходимо переработать и представить в сжатом виде в форме программы или плана воспитательной работы в классе. И чаще всего классному руководителю хочется сделать как можно больше, но реально его возможности очень невелики. Отсюда возникает проблемы повышения концентрации воспитательных воздействий педагога, связанных с необходимостью повысить эффективность воспитательных мероприятий, классных событий, творческих дел. Здесь грамотно составленный план воспитательной работы, разработанный на основе системного подхода, ориентированный на прогнозирование в достижении социально значимых целей, позволит классному руководителю по-настоящему быть руководителем в процессе взросления учащихся, как следствие, избежать возникающих разочарований и состояния нереализованности желаемых перспектив и намеченных результатов.
Профессионально грамотно организовывать и управлять своей деятельностью классного руководителя должна помогать педагогическая диагностика как функция и средство, направленное на определение актуального состояния изучаемого объекта и позволяющее выйти на анализ затруднений и перспектив в развитии. Здесь в помощь классному руководителю необходимы специальные методики, формирующие рефлексивную культуру педагога-воспитателя. К таковым относятся:
1) Показатели оценки продуктивности деятельности классного руководителя;
2) Тест "Самооценка уровня готовности учителя к воспитательной деятельности";
3) Анкета "Классный руководитель глазами воспитанника";
4) Анкета "Классный руководитель глазами родителей";
5) Анкета "Анализ классных часов".