Положение об элективных курсах предпрофильной подготовки обучающихся IX классов.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, приложением к письму Минобразования России от 20.08.03 № 03-51-157ин /13-03 "Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения у чащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003/04 учебный год", информационным письмом Минобразования России от 13.11.03 № 14-51-277/13-03 "Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования", БУП-2004.
1.2. Элективные курсы (курсы по выбору, обязательные для посещения обучающимися) составляют компонент образовательного учреждения базисного учебного плана и являются важной содержательной частью предпрофильной подготовки и профильного обучения. Элективные курсы призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника, являясь важным средством построения индивидуальных образовательных программ в профильной школе.
1.3. Настоящее Положение определяет виды и задачи, особенности организации элективных курсов по выбору.
2. Виды и задачи курсов по выбору
Курсы по выбору в предпрофильной подготовке: 2.1 Предметно-ориентированные курсы. Задачи курсов данного вида: - создать условия школьнику для реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области; - уточнить готовность и способности осваивать предмет на повышенном уровне; - создать условия для сдачи экзаменов по выбору, т. е. к наиболее вероятным предметам будущего профилирования.
2.2 Межпредметные (ориентационные) курсы. Задачи курсов данного вида: - формировать у школьников способности и умения ориентации в мире современных профессий; - знакомить на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям; - поддерживать мотивацию к тому или иному профилю.
3. Организация работы элективных курсов
3.1. При проведении курсов по выбору допускается деление класса на группы. Количество учащихся в одной группе должно быть не менее 12 человек. Группы могут быть скомплектованы учащимися из различных 9-х классов, а также временно только на период отдельного курса по выбору.
3.2. Базовый минимальный объем предпрофильной подготовки в 9-х классах составляет 105 часа, из них 2 часа в неделю (т. е. 70 часов в год) определяются на краткосрочные (от месяца до полугодия) курсы, 35 часов отводятся на информационную и профориентационную работу с обучающимися.
3.3. Набор элективных курсов, предлагаемых школьнику в рамках предпрофильной подготовки, носит вариативный характер, их число является избыточным.
3.4. Приоритетными формами обучения на элективных курсах являются: проектная и исследовательская деятельность, практики, игровые технологии, лаборатории и иные формы, ориентированные на инновационные педагогические технологии.
3.5. Содержание элективных курсов не дублирует содержания предметов, обязательных для изучения.
3.6. Методическое обеспечение элективного курса включает в себя: - программу курса; - учебно-тематическое планирование; - учебную литературу для учителя и обучающихся; - систему творческих и методических наработок учителя и творческих работ школьников и другие педагогические средства, необходимое оборудование.
3.7. Реализация содержания предпрофильного обучения обеспечивается программами, утвержденными Министерством образования и науки РФ, программами, рекомендованными [...можно добавить программы местных органов управления образованием...]. В случае отсутствия программы преподавание элективных курсов в рамках предпрофильного обучения ведется по программам, составленным педагогами школы и других образовательных учреждений, утвержденным методическим советом школы.
3.8. Программа элективного курса должна удовлетворять следующим условиям: - учитывать особенности учащихся, интересующихся профилями школы; - знакомить с методами научных исследований, применяемых в науках и интересующих учащихся; - опираться на школьную программу, но не дублировать ее, а дополнять и способствовать формированию исследовательских умений; - нацеливать на подготовку к ЕГЭ, олимпиадам; уделять внимание формированию таких умений, как конспектирование учебного материала, наблюдение, анализ, обобщение, рефлексия, систематизация.
3.9. В качестве учебной литературы по элективным курсам используются учебные пособия, научно-популярная литература, справочные издания.
3.10. Курсы предпрофильной подготовки и профильного обучения включают в себя пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и иные).
3.11. Администрация школы предоставляет возможность ученику менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору как минимум два раза за учебный год, а также создает условия для реализации познавательных потребностей школьников, используя ресурсы образовательной сети.
3.12. Преподавание элективных курсов ведется по специальному расписанию, составленному с учетом требований СанПиНов, в соответствии с нормативами учебного времени.
3.13. Преподаватель элективных курсов несет ответственность за жизнь и здоровье школьников во время проведения занятий и экскурсий в соответствии с приказом об охране труда и техники безопасности.
3.14. Преподаватель элективных курсов своевременно ведет записи (темы занятий, учет посещаемости) в специальном журнале, который хранится в учительской.
3.15. Для учета достижений обучающихся, достигнутых при изучении элективного курса, педагогами, ведущими курсы, разрабатываются критерии оценивания достижений обучающихся в диапазоне от 1 до 3 баллов, в соответствии с программой своего курса.
3.16. Изучение курса для каждого ученика завершается зачетной работой ( презентацией, защитой, демонстрацией (и иными формами) результатов своей работы), оценка за которую выставляется в "Зачетную книжку девятиклассника".
3.17. По результатам курсов учащиеся получают "Свидетельство об окончании элективных курсов".
3.18. Записи в документы государственного образца об изучении курсов производятся в соответствии с нормативно-правовыми документами Министерства образования и науки РФ.
3.19. Мониторинговые исследования результативности преподавания конкретного элективного курса осуществляются: - через анализ отметок по предметам, связанных с элективом; - через количественный анализ набранных учащимися баллов; - через анкетирование школьников, педагогов, родителей, целью которого является анализ уровня удовлетворенности школьников элективными занятиями; - результаты участия школьников в олимпиадах, конференциях, конкурсах и пр.