Локальный акт образовательного учреждения.Можно использовать в качестве отправной точки при написании собственного положения.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, содержание, структуру, финансирование предпрофильной подготовки учащихся 9 классов, определяет права и обязанности, регламентирует взаимоотношения участников указанного процесса.
1.2. Настоящее положение разработано на основании: - Закона РФ "Об образовании"; - "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года"; - Типового положения об образовательном учреждении; - Постановления правительства РФ от 09.06.2003г. № 334 о проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях; - приказа Минобразования РФ от 18.07.2002г. № 2783 "Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования; - приказа Минобразования РФ от 09.03.2004г. № 1318 "О Федеральном базисном учебном плане и примерном учебном плане для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования"; - приказа Минобразования РФ от 31.03.2004г. № 1357 "О проведении эксперимента по теме "Введение профильной общеобразовательной подготовки в системе среднего профессионального образования" в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования"; - письма Министерства образования РФ от 20.08.2003г. "Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы"; - [...далее можно добавить документы региональных и местных органов управления образованием...]
1.3 Положение об организации предпрофильной подготовки утверждается педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.
1.4. Права и обязанности участников образовательного процесса определяются законодательством РФ, Уставом и Положением об организации предпрофильной подготовки образовательного учреждения.
2. Цель и задачи организации предпрофильной подготовки
2.1. Целью организации предпрофильной подготовки является создание условий, обеспечивающих самоопределение выпускников основной школы в отношении выбора профилирующего направления своей будущей деятельности.
2.2. Для достижения поставленной цели в рамках предпрофильной подготовки решаются следующие задачи: - формирование готовности выпускников основной школы ответственно осуществлять выбор профиля, соответствующего их способностям и интересам; - формирование высокого уровня учебной мотивации на обучение по избранному профилю; - обеспечение преемственности между основной и старшей школой, в том числе в подготовке девятиклассников к освоению программ профильной школы; - расширение возможностей социализации учащихся.
3. Содержание предпрофильной подготовки
3.1. Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования, и включает три основных направления: 3.1.1. Информирование учащихся о возможностях продолжения образования или трудоустройства, знакомство с учреждениями профессионального образования, информирование о программах профильного обучения, информирование о состоянии и прогнозах развития рынка труда. 3.1.2. Реализация предпрофильных курсов, позволяющая учащемуся осуществить "пробу сил" в той или иной сфере человеческой деятельности. 3.1.3 Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает консультирование учащихся, мониторинг освоения предпрофильных курсов, выявление и разрешение проблем, связанных с выбором образовательной траектории, организацию рефлексии полученного учащимися опыта, их самопознания, соотнесение полученной информации и предпочтений.
4. Организация предпрофильной подготовки
4.1. На предпрофильную подготовку в 9-х кл. отводится 105 часов (35 учебных недель, 3 часа в неделю)
4.2. На курсы по выбору отводится 2 часа в неделю в соответствии с учебным планом школы ( за счет школьного компонента).
4.3. На информационную работу и профильную ориентацию отводится 1 час за счет внеклассной работы.
4.4. Предпрофильное обучение осуществляется по учебному плану. Рабочий учебный по предпрофильной подготовке должен удовлетворять следующим требованиям: - сбалансированность между предметными и межпредметными курсами по выбору; - полнота представленных курсов; - преемственность с профильным обучением; - отсутствие перегрузки учащихся, соответствие плана допустимой учебной нагрузке; - вариативность, краткосрочность, модульность курсов, включенных в план.
4.5. Выбор обучающимися элективных курсов осуществляется на добровольной основе, с учётом желаний учащихся. В течение года обучающийся должен посетить не менее 2-х курсов по выбору.
4.6. Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор. Содержание курсов и порядок их проведения определяется Положением об элективных курсах.
4.7. При организации курсов по выбору, количество учащихся в группе должно быть не менее 12 человек.
4.8. В течение учебного года обучающийся может изменить свой выбор курса.
5.Функциональные обязанности работников школы в рамках организации и проведения предпрофильной подготовки
5.1. В функции заместителя директора школы, которому поручена организация предпрофильной подготовки, входит: 5.1.1. Разработка основных направлений и форм предпрофильной подготовки в школе на основе: - анализа педагогического потенциала школы - её кадровых, методических и материально-технических ресурсов; - изучения образовательных запросов учащихся и их родителей посредством анкетирования и собеседований; - взаимодействия с другими образовательными учреждениями муниципальной образовательной сети для реализации образовательных запросов учеников на их базе. 5.1.2. Формирование плана и расписания курсов по выбору и других мероприятий предпрофильной подготовки (выход в иные образовательные учреждения местной сети, проведение профильной ориентации и др.). 5.1.3. Сопровождение предпрофильной подготовки, осуществляемой школой: - мониторинг учебных результатов школьников на курсах по выбору; - анализ динамики образовательных запросов учеников и их готовности к выбору профиля; - контроль школьной документации по предпрофильной подготовке; организация консультирования школьников для определения оптимального выбора курсов предпрофильной подготовки и будущего профиля. 5.1.4. Анализ результатов итоговой аттестации девятиклассников. 5.1.5. Организация работы по комплектованию 10-х классов. 5.1.6. Составление отчётов по результатам предпрофильной подготовки учеников школы.
5.2. В функции классного руководителя предпрофильного класса входит: 5.2.1. Работа с учащимися класса: - контроль за посещением курсов по выбору; - профориентационная работа; участие в совместной работе со школьным психологом, социальным педагогом и другими специалистами по оказанию помощи учащимся в выборе дальнейшего образовательного маршрута. 5.2.2. Работа с родителями включает информирование: - об образовательных возможностях муниципальной образовательной сети; - о развитии интересов и способностей их детей, достижениях и успехах при прохождении элективных курсов; - о результатах исследований и опросов их детей.
5.3. В функции организатора профориентационной работы в школе входит: - планирование профориентационной работы; - оказание помощи классным руководителям; - организация участия 9-классников в городских профориентационных мероприятиях; - организация диагностики профессионального выбора учащихся; - анализ результатов исследований по профессиональной ориентации учащихся.
5.4. В функциональные обязанности организатора психологического сопровождения учащихся входит: - планирование системы психологического сопровождения; - осуществление диагностических мероприятий; - анализ результатов диагностики; - консультирование учащихся и их родителей по проблемам самоопределения.
5.5 В функции школьного медицинского работника входит: - консультирование учащихся и их родителей о степени соответствия состояния здоровья школьника и выбранного профиля обучения или профессии; - оказание помощи учащимся в осуществлении профподбора
6. Права и обязанности участников образовательного процесса
6.1 Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники Школы, родители (законные представители) обучающихся.
6.2. Обучающиеся в Школе имеют право на: - выбор предпрофильных курсов, предложенных образовательным учреждением, согласно своих интересов, склонностей, потребностей; - изменить свой выбор предпрофильного курса при получении дополни-тельной информации до начала его изучения; - условия обучения на предпрофильных курсах, гарантирующие охрану и укрепление здоровья; - бесплатное пользование информационными ресурсами медиатеки Школы.
6.3. Обучающиеся в Школе обязаны: - посещать предпрофильные курсы согласно расписания; - изучить начатый курс в полном объеме; - соблюдать Правила поведения обучающихся на занятиях предпрофильных курсов; - уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса.
6.4. Педагогические работники Школы имеют право: - свободно выбирать методики обучения и воспитания, учебные пособия; - на стимулирующие надбавки за расширенный круг обязанностей; - на прохождение курсов профессиональной подготовки по освоению содержания и технологии преподавания предпрофильных курсов.
6.5. Педагогические работники Школы обязаны: - поддерживать дисциплину на занятиях на основе уважения человеческого достоинства обучающихся; - соблюдать требования охраны труда во время занятий курсов, практикумов, экскурсий; - проводить обучение безопасными методами и приемами выполнения работ, инструктаж по охране труда.
6.6. Родители (законные представители) имеют право: - знакомиться с документами, регламентирующими организацию предпрофильной подготовки в школе; - знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса по предпрофильной подготовке.
6.7. Родители (законные представители) обязаны: - обеспечить посещение обучающимися 4-х предпрофильных курсов
7. Оценка результативности реализации предпрофильной подготовки
7.1. Результаты прохождения учащимися предпрофильной подготовки заносятся в "Зачетную книжку девятиклассника", структура и порядок оформления которой определяются Положением о зачетной книжке девятиклассника.
7.2.Результативность реализации предпрофильной подготовки обучающихся оценивается по уровням сформированности у выпускника основной школы информационной, мотивационно-ценностной и практической готовности сделать зрелый выбор дальнейшего способа получения образования.
7.3.Информационная готовность включает информированность школьников: - о возможных способах получения желаемого профиля образования; - о наличии собственной практической готовности и способности для получения избранного образования; - о профессиях, которыми можно овладеть, благодаря получаемому образованию; - о возможности реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования.
7.4.Практическая готовность включает: - владение выпускниками школы умением делать выбор профиля образования из числа доступных для них альтернатив, наиболее соответствующих их индивидуальным возможностям и потребностям; - наличия у выпускников основной школы знаний и практических умений, необходимых для продолжения образования; - сформированность умения делать выбор из имеющихся вариантов наилучшего.
7.5. Мотивационно-ценностная (психологическая) готовность выпускника основной школы предполагает: - сформированность самооценки, адекватной личным способностям и возможностям получить желаемое образование; - наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования.
8. Документация и отчётность
Образовательное учреждение должно иметь следующие документы: 8.1. Положение о предпрофильной подготовке;
8.2. Журнал учёта занятий курсов по выбору;
8.3. Зачётный документ для учащихся, фиксирующий перечень курсов по выбору;
8.4. Учебный план предпрофильной подготовки;
8.5. Программы курсов по выбору;
8.8. Расписание курсов по выбору;
8.7. Отчёт по результатам предпрофильной подготовки.
9. Финансирование.
Реализация данного положения исполняется за счет бюджетного финансирования в пределах федерального, регионального, школьного стандартов.