Пятница, 19.04.2024, 11:31
Софт в помощь
Наш опрос
О статусе автономного учреждения
Всего ответов: 479

Главная » 2012 » Март » 27 » Другие виды человека еще живы. (Продолжение)
Другие виды человека еще живы. (Продолжение)
17:16

Еще один человек

В конце марта 2010 года ученый мир взбудоражила сенсация об открытии нового вида человека - денисовского. Его назвали так по месту, где в 2008 году российские археологи из новосибирского Института археологии нашли ископаемые останки - в Денисовой пещере на Алтае.

Обнаруженные в слое возрастом 30-50 тысяч лет останки были столь незначительны, что сложно было понять, кому они принадлежали. Помогли молекулярные генетики. Йоханес Краузе и его коллеги из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка взяли крошечный фрагмент - фалангу пальца (как потом выяснилось, девочки) и извлекли ДНК. Правда, не из ядра, а из митохондрий, то есть митохондриальную ДНК. Ее сравнили с аналогичными ДНК современного человека, неандертальца и шимпанзе.

Оказалось, что денисовский человек - это новый, неизвестный ранее вид гоминид. Денисовец отличается от современного человека почти вдвое больше, чем неандерталец, и в то же время он гораздо ближе к человеку, чем к шимпанзе. Поэтому ученые отнесли новый вид к роду homo: в первый раз не по строению костей, а по генетическому анализу. Команда Сванте Паабо исследовала ядерную ДНК из зуба и подтвердила версию коллег из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка: это новый вид.

"Этот зуб позволил нам связать морфологическую и генетическую информации воедино", - подчеркивают коллеги Сванте Паабо. Дело в том, что зуб имеет форму, отличающуюся от типичной формы зубов неандертальцев и современных людей. Что еще раз доказывает, что гоминиды из Денисовой пещеры действительно относятся к отдельной эволюционной группе.

На сегодня у ученых еще недостаточно фактов для того, чтобы можно было описать внешность денисовца и рассказать о его образе жизни. Они предполагают, что денисовцы могли населять значительную территорию Евразии, жили не только в Сибири, но и гораздо южнее, где-то на путях миграции современных людей из Африки. Есть надежда на будущие находки ископаемых останков.

"Пока что у нас есть только фаланга, зуб и геном денисовцев. Но все-таки мы уже знаем, что такие люди существовали, а дальнейшие раскопки позволят нам больше узнать об их морфологии и материальной культуре. С технической точки зрения находка и идентификация нового вида, сделанная благодаря образцам ДНК, а не изучению морфологии, просто удивительна", - говорит генетик Дэвид Рэйч (David Reich) из Гарвардской медицинской школы в Бостоне.

ФЛОРЕСИЙСКИЙ ЧЕЛОВЕК Homo floresiensis Время жизни - 13 тыс. лет назад (находки на о-ве Флорес в Индонезии). Строение: рост - около 1 м, объем мозга - 380 см3, длинные руки, надглазничный валик, плоский нос, выступающая челюсть, большие ступни (телосложение "хоббитов"). Образ жизни: изготавливали орудия, активно охотились на карликовых слонов и крыс, применяли огонь.

Как люди заселяли Евразию

С учетом новых данных специалисты нарисовали молекулярно-генетическое древо, показывающее эволюционные связи между тремя видами рода homo, и определили сроки разделения его ветвей. Эти сроки ученые вычисляют, исходя из того, что чем раньше разошлись виды, тем больше накопилось отличий в геноме. У всех видов человека был общий предок, обитавший в Африке. Ветвь, которая привела к появлению денисовцев, вероятно, отделилась от общего ствола около 1 млн лет назад, а расхождение ветвей, которые привели к появлению неандертальца и современного человека, произошло около 400 тысяч лет назад.

Теперь ученые так представляют себе картину заселения Евразии представителями человеческого рода. Скорее всего, предки денисовцев попали из Африки в Евразию около 1 млн лет назад, отделившись от других гоминид. Денисовцы мигрировали в Восточную Азию и жили на континенте по крайней мере до 40 тысяч лет назад, а может быть, и дольше. Предки неандертальцев мигрировали из Африки на территорию Европы и Западной Азии от 500 до 300 тысяч лет назад, а сапиенсы вышли из Африки на Ближний Восток 100-70 тысяч лет назад, а затем осваивали Европу, Южную Азию и Австралию.

Ученым доподлинно известно, что по крайней мере 40 тысяч лет назад в Евразии бок о бок сосуществовали три вида людей. Непосредственные доказательства этого лежат в 100 км от Денисовой пещеры, в пещере Окладникова. Это останки неандертальцев и современного человека того же времени (около 40 тысяч лет назад), что и кости денисовского человека.

А если принять во внимание homo floresiensis ("хоббитов") и остаточныеплемена гораздо более древнего homo erectus, то получается, что во времена позднего плейстоцена Евразия была просто каким-то общежитием.

КРОМАНЬОНЦЫ - Homo sapiens на территории Европы в период верхнего палеолита (40-12 тыс. лет назад).
Название происходит от грота Кро-Маньон во Франции, где в 1868 году было обнаружено несколько скелетов вместе с орудиями позднего палеолита.
Время жизни: homo sapiens возникли в Африке, сегодня антропологи считают, что это произошло порядка 200 тысяч лет назад. 100-70 тысяч лет назад совершили первое расселение на Ближний Восток. 65-20 тысяч лет назад мигрировали в Азию и Австралию, 40 тысяч лет назад попали в Европу.
Строение тела: анатомически современные люди. Высокий рост (около 180 см), округлая форма головы, высокий лоб, сформирован подбородочный выступ, нет надбровных дуг. Большой мозг (1200-1500 см3) и членораздельная речь. Образ жизни: строили жилища, одевались в одежды из шкур, изготавливали гончарные изделия. Владели искусными приемами охоты. Жили родовым обществом с разным социальным статусом у его членов. Развивается религия, ритуалы, погребальные обряды. Искусство - разнообразные украшения и наскальные рисунки.

Денисовцы тоже наследили в нашем геноме

Разные виды людей не просто жили, а вступали в половые отношения между собой. И от этих межвидовых скрещиваний рождались дети. После того как ученые нашли неандертальские гены в нашем геноме, они принялись искать денисовские гены. И нашли.

Анализ ядерного генома, проведенный в конце прошлого года Сванте Паабо, показал, что денисовцы передали от 4 до 6 % своей ДНК современным жителям Новой Гвинеи. А в последнем исследовании, которое Понтус Скогланд и Маттиас Якобсон из Университета Упсалы (Швеция) опубликовалив октябре 2011 года, выяснилось, что генетические следы денисовцев обнаружились не только у папуасов Новой Гвинеи, но и у жителей Юго-Восточной Азии. Генетики сделали вывод: скрещивание с денисовцами произошло на территории Восточной Азии. Косвенным подтверждением месту пересечения может служить то, что денисовский след в геноме европейцев намного слабее.

Полезное наследство

Совсем недавно выяснилось, что общение с другими видами принесло нашим предкам большую пользу - их иммунная система значительно окрепла. Специалистам из Медицинской школы Стэнфордского университета удалось найти некоторые из генов, которые сапиенсы получили в наследство от неандертальцев и денисовцев.

Это важнейшие участки иммунной системы - гены тканевой совместимости (HLA), которые играют ключевую роль в способности распознавать и уничтожать чужеродные белки.

HLA (human leucocyteantigens) - антигены тканевой совместимости.
Синоним: MHC (major histocompatibility complex) - главный комплекс гистосовместимости. Это белки-антигены, расположенные на поверхности клеток, больше всего их на поверхности лейкоцитов. Каждый человек обладает индивидуальным набором HLA - антигенов.
Эти молекулы служат "антеннами", которые позволяют организму распознавать свои и чужие белки, реагировать на бактерии и вирусы. При необходимости они запускают иммунный ответ, чтобы уничтожить чужака. Гены HLA - одни из наиболее изменчивых в нашем геноме, что указывает на их недавнее эволюционное приобретение.

Команда Питера Пархама изучала два варианта этих генов: HLA-B*73 и HLA-A*11. И тот и другой часто встречаются у жителей Восточной Азии, у европейцев реже, а у африканцев почти никогда. Это навело ученых на мысль, что гены получены человеком сравнительно недавно, из более древнего генома, и произошло это вне Африки. После того как был прочитан ядерный геном денисова человека, они поняли, что именно денисовцы наградили современного человека данными генами. Вариант HLA-A*11 особенно часто встречается у папуасов Новой Гвинеи, у которых находят наиболее близкое родство с денисовцами. По генотипу папуасы ближе к денисовцам, чем к современному человеку.

Такая же история произошла и с другими вариантами генов семейства HLA, которых нет в африканской популяции, но которые распространены среди европейцев. Анализ показал, что эти гены современный человек получил от неандертальцев.

Так ученые считают сегодня. Не исключено, что завтра новые открытия еще больше изменят наши представления об эволюции собственного вида.

Из журнала "Детали мира" №2 2011г.
Просмотров: 11215 | Добавил: Last | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]